Можно ли на участке сельхозназначения построить дом

На землях сельскохозяйственного назначения возведен дом. Разрешенное использование земель по документам — для ведения садоводства. Дом в настоящее время не имеет централизованных водоснабжения и канализации. Водоснабжение местное, которое отключается на зиму. Требуется ли разрешение на строительство? Есть свидетельство о праве собственности на землю. Оформление и регистрация дома осуществляется в порядке, предусмотренном для домов ИЖС, или есть другой порядок? Обязательна ли регистрация дома? Какие необходимы документы, где их оформить? Каковы сроки получения необходимых документов и регистрации?

Вопрос не содержит указания на тот факт, когда построен дом, т.е. когда окончено его строительство. Данный факт имеет важное значение, поскольку 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 340-ФЗ), которым введены изменения относительно данного вопроса. Таким образом, вопрос будет рассмотрен комплексно.

В рассматриваемом случае разрешение на строительство не требуется, поскольку в силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.

Однако с 4 августа 2018 г. в Градостроительный кодекс РФ введена новая ст. 51.1, в силу ч. 1 которой в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона № 340-ФЗ правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу этого закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения ст. 51.1, ч. 16-21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 340-ФЗ). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

В ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (введена Законом № 340-ФЗ) указано, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Часть 1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации недвижимости) содержит положение о том, что орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, представленные застройщиком такому органу, запрашиваются органом регистрации прав у данного органа по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости.

Следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 16 Закона № 340-ФЗ до 1 марта 2019 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.

Таким образом, выводы следующие.

1. Если строительство дома вы окончили до 4 августа 2018 г. (т.е. до вступления в силу Закона № 340-ФЗ), регистрация дома необязательна (действующим до 4 августа 2018 г. законодательством ни обязанность по регистрации, ни сроки, в течение которых необходимо было подать документы на регистрацию, не предусматривались). Однако в случае совершения с домом каких-либо сделок государственная регистрация должна быть осуществлена в обязательном порядке, поскольку единственным подтверждением возникновения права на дом является государственная регистрация (ч. 3 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).

Кроме этого, следует помнить положения ч. 7 ст. 16 Закона № 340-ФЗ о том, что до 1 марта 2019 г. государственный кадастровый учет и государственную регистрацию допускается осуществить без направления уведомления о планируемом строительстве и уведомления об окончании строительства. Достаточно будет заказать технический план у кадастрового инженера (список имеется на сайте Росреестра), который оформляется на основании заполненной вами декларации об объекте недвижимости (ст. 24 Закона о регистрации недвижимости). Срок изготовления технического плана устанавливается кадастровым инженером индивидуально. В вашем случае для регистрации документ на земельный участок предоставлять не требуется, поскольку исходя из вопроса следует, что право собственности на земельный участок у вас зарегистрировано.

Читать дальше:  Ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль

Обращаю внимание, что если вы решите зарегистрировать дом после 1 марта 2019 г., вам необходимо будет оформить уведомления о строительстве, указанные выше.

2. Если строительство дома вы начали и не окончили до 4 августа 2018 г., тогда согласно ч. 5 ст. 16 Закона № 340-ФЗ вы вправе до 1 марта 2019 г. направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве, которое должно содержать следующие сведения (ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ):

— фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

— кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

— сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

— сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

— сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

— сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

— способ направления застройщику уведомлений о соответствии или несоответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

— правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

— документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика.

По окончании строительства вы направляете в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения:

— фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

— наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

— кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

— сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

— сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

— сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

— о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

— об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;

— о способе направления застройщику уведомления о соответствии или несоответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Формы вышеуказанных уведомлений утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр.

В течение семи рабочих дней орган местного самоуправления в обязательном порядке направляет в Росреестр заявление о государственной регистрации, уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы (ч. 1.2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).

Учитывая, что в рассматриваемом случае государственный кадастровый учет и государственная регистрация будут осуществляться одновременно (ст. 14 Закона о регистрации недвижимости), то сроки регистрации следующие (ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):

— 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

— 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав для физических лиц составляет 2 тыс. руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Земельные ресурсы считаются одними из самых важных. А плодородный надел всегда будет в цене. Каждый участок имеет своё назначение и разрешённое использование. Так, на первый взгляд может показаться, что строить дом на землях сельхозназначения нельзя, так как они могут быть применены только для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Законодатель определяет сразу несколько вариантов деятельности, которые можно вести на землях каждого типа. И жилые объекты также могут быть построены на подобных наделах. Но есть некоторые ограничения, которыми стоит руководствоваться при выборе земли и проектировке строительства.

Правовое регулирование

Любые вопросы, касающиеся использования земельных наделов, регулируются, в первую очередь, Земельным кодексом РФ. Так, в статье 78, пункте 1 указывается перечень работ, которые могут производиться на сельхозземлях. Закон предполагает ведение сельскохозяйственной деятельности, а также достижение иных учебных и связанных с сельским хозяйством целей.

Больше подробностей содержит ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В пункте 2 статьи 11 указано, что для осуществления целей таких хозяйств могут возводиться строения на территории наделов.

С 2019 года произошли некоторые изменения в действующих законодательных актах. Так, вступил в силу ФЗ от 2017 года № 217. В соответствии с данным актом, товарищества разделяются на садоводческие и огороднические. В первой категории объединений строительство домов для личного проживания допускается, во второй возможно возведение лишь некапитальных строений без подведения к ним коммуникаций.

Читать дальше:  Личный кабинет военнослужащего войти по личному номеру

Отсюда можно сделать вывод, что строить дом на такой территории можно. И речь может идти не только о жилом доме, но и о вспомогательных постройках, например, сараях, складах и так далее. Однако, строительство допускается не всегда, если земля принадлежит определённому объединению (огородническое товарищество), то и возможности существенно ограничиваются.

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 74-ФЗ от 11.06.2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Понятие сельхозземель

К сельскохозяйственным землям относят те наделы, которые могут использоваться по следующим направлениям:

  • ведение сельского хозяйства и производства;
  • возведение лесных насаждений;
  • обучение граждан по направлениям, связанных с сельским хозяйством;
  • ведение рыбоводства.

Не стоит путать данную категорию с землями для ведения личного подсобного хозяйства. На таких участках возведение будет возможно без каких-либо ограничений. Сельскохозяйственные земли считаются более узконаправленными.

Фактически, с/х земли – это специальная категория, которая используется для выращивания растений и животных, в том числе и с целью предпринимательства. Это особые плодородные земли, лучше всего подходящие для этих назначений. Поэтому иное использование ограничивается. Все строения, которые на них возводятся, должны быть вспомогательными, то есть хотя бы косвенно служить для выращивания культур.

Статья 78 Земельного кодекса РФ определяет, кем и в каком направлении деятельности сельхозугодья могут использоваться:

  • крестьянскими хозяйствами для реализации своих (закрепленных уставом) целей, а также гражданами для ведения личного хозяйства;
  • различными товариществами и обществами, кооперативами, объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, если такое использование связано с с/х деятельностью;
  • казачьими обществами;
  • общинами коренных народов;
  • научными и образовательными организациями.

Допускается использование и для реализации целей охотничьих хозяйств.

Ещё одно ограничение — если участок расположен более чем в тридцати километрах от границ населённого пункта, то его использование помимо ведения на нем сельского хозяйства не допускается вовсе, даже если цель косвенно связана с данным направлением.

Нововведения, ограничивающие строение домов на сельхозземлях

Ранее, до вступления в силу ФЗ № 217, на землях таких категорий могли возводиться в числе прочих и жилые строения. Указанные возможности не ограничивались существенным образом. Кроме того, многие объекты сначала возводились, а потом узаконивались через суды, и отказов в вынесении положительных решений практически не было (если строения соответствовали всем требованиям).

Ситуация несколько изменилась. Изменениями в закон введены две категории объединений, которые пришли на смену садово-огородническим товариществам. Теперь это отдельно садовые товарищества и отдельно огороднические, которые обладают разным перечнем прав и обязанностей.

Теперь построить дом можно только на территории садового товарищества. И то, такое строение должно соответствовать ряду требований.

Запрет на последующее строительство не затронет уже воздвигнутые и узаконенные дома, которые были созданы до вступления в силу правового акта. Государство не будет принуждать сносить уже имеющиеся постройки. Речь идёт именно о вновь возводимых.

Каждый участок будет иметь свой вид разрешённого использования. В соответствии с новым НПА, если планируется строить дом, нужно выбрать участок одной из категорий:

  1. ведение личного подсобного хозяйства. Можно построить жилой дом, в том числе для проживания круглый год, а не только в летний сезон;
  2. ведение садоводства. Можно построить дом для круглогодичного проживания, в нём также будет разрешена регистрация. Единственный момент – могут возникнуть некоторые проблемы с проведением коммуникаций.

Строительство сторонних вспомогательных объектов практически не ограничено. Предполагается, что для занятий сельским хозяйством могут потребоваться склады, сараи и другие объекты.

Порядок строительства на с/х землях

В первую очередь, перед началом возведения построек на участке, нужно будет провести регистрацию земельного участка. Для этого потребуется собрать пакет документов и обратиться в Росреестр. К ним относят:

  • документы на землю, подтверждающие право владения;
  • межевой план, если ранее межевание производилось. Можно не проводить межевание, но тогда будет стоять отметка, что участок требует определения или уточнения границ;
  • кадастровый план;
  • документ, подтверждающий личность заявителя.

Следующий шаг – это оформление разрешения на строительство. С 2019 года такое разрешение обязательно и оформляется в администрации муниципального образования. Нужно составить проект дома, описывающий все его характеристики. Если дом соответствует нормам, то возведение будет одобрено.

Нужно помнить, что допускается строительство объектов, высотой не более 20 метров и не более 3 этажей, при этом они не должны быть разделены на квартиры. Это сделано с целью исключения возведения многоквартирных построек на сельскохозяйственных землях.

После окончания строительных работ нужно будет оформить декларацию и технический план, а также уведомление об окончании работ. После этого в Росреестре осуществляется перевод статуса дома из незаконченного объекта в жилой дом.

Отказ в разрешении на строительство

Нередки ситуации, когда администрация отказывает в выдаче разрешения на возведение объекта. Это может произойти по одной из следующих причин:

  • предоставлены не все необходимые документы;
  • на участке имеются обременения на строительство, которые не были сняты;
  • земля не была зарегистрирована должным образом;
  • проект дома не соответствует санитарным и техническим нормам.

Если заявитель считает, что отказ носит неправомерный характер, то имеет право его обжаловать.

Ранее дом в пределах таких земель мог быть возведён и при отсутствии разрешения. Со временем граждане обращались в суд с заявлениями об узаконении построек и чаще всего получали положительные решения. Теперь же, после многочисленных изменений, ситуация несколько поменялась. Практика судов ещё не сформировалась, поэтому дать точную правовую оценку перспективе разрешения дела пока сложно.

Строительство домов на землях, предназначенных для ведения сельского хозяйства, возможно, но собственника ждут существенные ограничения. Иногда дома не могут быть возведены вовсе, иногда строительство допускается, но с рядом условий. Каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать индивидуально, особенно с учётом существенных изменений в действующем законодательстве. В противном случае могут возникнуть негативные последствия – от отказа в разрешении на строительство до принятия решения о сносе.

Востребованность загородных домов, небольших домиков в деревне или коттеджей в дачных поселках в последние годы растет на российском рынке недвижимости. Но Земельный кодекс строго регламентирует типы земельных участков, исходя из вида деятельности, для которой они предназначены. Значительная часть территории России отводится под землю сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 40 ЗК РФ владелец участка в праве построить сооружение на его территории, исходя из целевого назначения. Но можно ли на земле сельскохозназначения строить дом?

Разделение участков по Закону №101-ФЗ

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Читать дальше:  Деятельность уполномоченного по правам ребенка кратко

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
  • Московская область: +7 (499) 938-42-57
  • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98

Три основных документа, регулирующих вопрос разрешено ли строительство на землях сельхозназначения в России, – это ЗК РФ, Закон № 101-ФЗ, Классификатор, введенный Приказом Минкомразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540. Земельный кодекс выделяет 7 видов земельных участков. Деление не подробное и сельскохозяйственные участки объедены в один подпункт. Закон № 101-ФЗ уже разделяет дополнительно наделы на две категории:

  • где предусмотрено исключительно ведение сельского хозяйства;
  • территории, на которых можно заниматься личным подсобным хозяйствованием, сооружать гаражи и дачные домики в соответствии с классификацией.

На землях сельхозназначения строительство жилого дома недопустимо, если они относятся к первой категории. Это прямо запрещено в Законе. А на второй тип участков действие Закона №101-ФЗ не распространяется, следовательно, строительство дома на землях сельхозназначения второго типа разрешено.

Как определить, можно ли на земле сельхозназначения строить дом?

Чтобы выяснить возможность сооружения дома, предназначенного для жилья, а не подсобного помещения для обслуживания участка, строительство которого допускается всегда, необходимо изучить назначение земельного надела. С 2014 года дифференцирование участков производится на основании Классификатора, внедренного Приказом Минкомразвития. В соответствии с ним могут быть использованы коды 1.1 – 1.18, запрещающие строительство объектов на землях сельхозназначения, предназначенных для проживания граждан. Подробный перечень:

Однако классификация 2.1 и 2.2 дает право производить застройку. Это возможно, если надел предназначен для ведения подсобного хозяйства, постройки индивидуальных сооружений – дачных или садовых домиков. Регулирование использования производится Законом № 66-ФЗ. Для ведения хозяйствования, и как следствие, строительства дома на землях сельхозназначения для садоводства, граждане могут объединиться в специальное общество, членство не обязательно.

Кроме права возводить дом, есть и ограничения, которые обязательно следует соблюдать, чтобы постройка считалась законной:

  1. Дом предназначен для индивидуального проживания. Возвести гостиницу, многоэтажное здание, разделенное на квартиры, нельзя.
  2. Сооружать здание можно только на территории садоводческого общества. Начать стройку посреди поля нельзя.
  3. Возводить можно только «Малоэтажные жилые постройки», то есть здания не выше трех этажей высотой.

На территориях категории 2.2 возведение домов происходит на практике чаще, чем разработка самих участков. Причина в том, что такие наделы преимущественно уже используются под застройку и ЛПХ в рамках населенных пунктов – в основном деревень. Но, приобретая участок, на котором ранее располагался домик, все же до начала строительства стоит изучить документацию и узнать вид разрешенного использования. Ведь нет гарантии, что предыдущий владелец не нарушил условия целевого использования.

Алгоритм корректировки ВРИ

Регламент смены классификации ВРИ прописан в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ:

  1. Заинтересованным лицом направляется прошение в местную администрацию, в ведении которой находится участок. запрос подается с обязательным приложением бумаг на надел, а также необходимых для идентификации заявителя.
  2. На базе локальных нормативных актов, действующих в конкретной местности, учреждается специальная комиссия для рассмотрения запроса. В различных регионах России возможен отличный от других территорий порядок.
  3. Специальная комиссия проводит слушания для анализа запроса и целесообразности выдачи разрешения. Слушания проводятся обязательно публично и с привлечением всех лиц, которые могут быть заинтересованы.
  4. Проведя изучение вопроса, комиссия выносит решение – отказать или разрешить – и дает рекомендации по целевому использованию конкретного участка.
  5. Решение обязательно публикуется в официальном издании для публикации решений местной администрации.
  6. После принятия решения комиссией дело попадает в ведение главы администрации. Основываясь на рекомендациях и выводах комиссии, глава принимает свое итоговое решение – разрешить или отклонить запрос. Для этого предоставляется срок в три дня.
  7. Независимо от результата (отказ/разрешение) итог рассмотрения вопроса главой администрации также публикуется.

Образец заявления (см. 1 пункт) смотрите здесь:

Этот метод получения дозволения сопряжен достаточными расходами, так как все затраты, необходимые для проведения слушаний, возлагаются на того, кто запросил изменение ВРИ.

Гарантий того, что решение комиссии и главы администрации будет положительным, не существует, формально отказать могут всегда. Но на практике, местные администрации обычно не возражают против выдачи разрешения на строительство на землях сельхозназначения, если изменение ВРИ положительно скажется на общей ситуации в районе.

Такой вариант смены назначения хорош, если необходимо провести массовое коттеджное или дачное строительство на землях сельхозназначения, не относящихся к коду 2.1.

Альтернатива получению разрешения

Возможно ли строительство на землях сельхозназначения без смены кода ВРИ? Да, законодатель предусмотрел путь того, как построить дом для проживания на территории, предназначенной исключительно для ведения сельского хозяйства. Ст. 11 Закона № 74-ФЗ позволяет крестьянско-фермерских хозяйствам производить строительство капитальных сооружений, необходимых для поддержания работы КФХ. Поэтому постройка дома на категориях 1.1 – 1.18 для КФХ разрешена.

Но нужно знать, что главное назначение и задача КФХ – ведение фермерского хозяйства. То есть, использовать земельный участок необходимо строго по назначению.

Важно! Если на территории не будет вестись хозяйствование без оснований более трех лет, то его могут принудительно конфисковать.

Наличие дома на территории участка не является помехой для конфискации. Кроме этого КФХ – это общество, создаваемое для предпринимательства, поэтому нужно обязательно пройти госрегистрацию и подавать регулярную отчетность. Также имеются ограничения на правление рабочей силы – члены общества, объединенные родственной связью. При необходимости могут привлекаться и не родственники, но в рамках лимита – 5 человек.

Участки под КФХ разрешено приобретать по упрощенной схеме, а первые 5 лет деятельности общество освобождено от налогообложения.

Последствия незаконного строительства

Если граждане возвели сооружение на участке сельхозназначения, не предназначенном для строительства домов, то, кроме того, что постройка будет считаться незаконной, потребуется уплатить штрафы. Разделение санкций, исходя из сути правонарушения:

Дополнительно может быть вынесено решение о сносе здания, если для этого есть основания, например, нанесение вреда окружающей среде, порча имущества, ограничения прав третьих лиц, прочее. Решение суда о сносе можно оспорить в общем порядке.

Надеемся, что данные материал помог вам в ответе на вопрос — можете ли вы построить дом на своем участке под сельхозназначение. Если у вас остались вопросы — задавайте в комментариях.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Adblock detector