Мерчендайзинг товаров

Любой бизнес, что бы быть успешным должен быть продаваем. Если потребитель не знает что у него есть возможность воспользоваться каким либо продуктом, даже самым качественным, он так и останется невостребованным. С целью раскрутки товаров и услуг существует реклама и маркетинг. Эти явления столь глубоко вошли в повседневную жизнь людей, что для успешной рекламы товара мало запустить ролик по телевидению. Продавцы используют целые комплексы по привлечению покупателей, которые направлены на все сферы жизни. Реклама есть по радио, в периодике, на билбордах, листовках, ее присылают по почте и даже на мобильные телефоны. Потребители привыкли к этому и очень часто пропускают такое количество информации сквозь себя, не воспринимая её. Одним из направлений рекламных компаний крупных производителей является мерчендайзинг.

Мерчендайзинг (merchandising — искусство торговать) — это совокупность действий направленных на продвижение товара, стимулирование потребителя заметить товар на полке, выделить его для себя среди разнообразия аналогов без помощи продавца. Мерчендайзингом занимаются специально обученные люди, мерчендайзеры, которые при помощи POS-материалов выставляют товар на полку наиболее привлекательно с точки зрения покупателя. Метод выкладки, место, оформление витрины, все продумано до мелочей, так что бы аккумулировать у покупателя желание сделать конкретную покупку. Мерчендайзеры используют в своем арсенале брендированные ценники, шелфтокеры, воблеры, плакаты.

На разных торговых площадках используются разные приемы. К примеру, в крупных торговых сетях любое действие мерчендайзера оговорено договором, ассортимент, размещение на стеллажах четко прописано и основной работой мерчендайзера является поддержание порядка на витрине. Для рядового потребителя это кажется простыми действиями, но производитель знает о том, насколько загружены сотрудники супермаркетов, а часто и халатны к своей работе, вследствие чего из ассортимента часто вымываются наиболее продаваемые позиции, вследствие чего падают продажи. Кроме выкладки товара есть приемы, которые направлены на рекламу товара в торговом зале. Мерчендайзеры ставят муляжи товара по пути следования покупателя, устанавливают флаги и стенды, также часто на позиции, которые нужно распродать устраивают акции. Для того, чтобы покупатель обратил внимание на акцию в торговых залах, часто возле касс и товаров массового потребления делают горки с агитационными плакатами.

Ещё один принцип мерчендайзинга – это целевая выкладка товара. К примеру, детские товары ставят на уровне глаз именно ребенка, мотивируя его к покупке. Также, продукцию в магазине расставляют таким образом, чтобы посетитель магазина, идя за определенной вещью прошел как можно большую дистанцию, а по пути положил в корзину как можно больше товаров. Периодически продукцию меняют между собой местами, это сбивает покупателя с толку. Человек, посещая один и тот же магазин день ото дня, привыкает к расположению товара, часто берет нужную ему вещь, даже не глядя. В новых условиях покупатель ищет то, что ему нужно, попутно заново изучая ассортимент.

В маленьких магазинах, павильонах, гастрономах действует другая схема работы между посредником и продавцом, а в последствии между продавцом и покупателем. Тут бизнес очень часто строится на взаимном доверии и личностных отношениях, которые выстраиваются годами. Всевозможные рекламные материалы размещаются везде, где только можно и все зависит от мастерства торговых представителей и мерчендайзеров. Дело часто доходит до настоящей войны за торговую площадь, дистрибьюторы платят деньгами либо бонусами и привилегиями владельцам магазинов и лицам ответственным за продажи за лучшие места в зале.

Давление на покупателя начинается еще на входе в магазин, часто производители делают вывески для магазинов в цветовой гамме своего товара, огромными плакатами заклеиваются окна, и ставят палатки и зонтики с логотипами. В самом же помещении, кажется, нет ни клочка свободного места от разнообразия всевозможных POS-материалов. Однако, в таких случаях реклама играет сама против себя. Потребитель просто не замечает среди обилия красок никаких акцентов. Менеджерам торгового зала необходимо соблюдать золотую середину и иногда смотреть на свою работу с точки зрения рядового посетителя магазина.

Рекламный бизнес интенсивно развивается с каждым днем, ища новые пути к покупателю, производители тратят на это колоссальные средства и ресурсы. Что безусловно оправдывает себя, так как реклама — двигатель торговли.