Теория ценности и предельной полезности

Итальянский экономист Б. Даванцати был первым, кто обратил внимание на различия, существующие между ценностью и полезностью. Взаимосвязь между ценностью и полезностью является безусловной, ведь второе является необходимым условием для первого. В то же время необходимо отметить тот факт, что полезные вещи большей частью имеют небольшую ценность, но решение этого противоречия не было найдено до возникновения теории предельной полезности.

В то же время Д. Монтанари и Ф. Галиани рассматривают ценность, перемещая акцент на количественный аспект этой проблемы: ценные вещи обычно встречаются в весьма ограниченном количестве, в то время как недорогие — наоборот, широко распространенные. Понятно, что избыток или недостаток являются относительными, поэтому очевидны взгляды Д. Монтанари, согласно которым избыток вещи надо рассматривать в контексте необходимости в данном продукте.

Ф. Галиани приходит к выводу о том, что вещи имеют малую ценность, если их полезность не совмещается с редкостью. Подобного мнения придерживается и А. Дженовези, рассматривающий цену как степень удовлетворения потребностей потребителя. И утверждает, что цена прямо пропорциональна потребности и обратно пропорциональна количеству блага (редкости). Аналогичных мнений придерживаются К. Отес, выражающий ценность через соотношение спроса количеству блага. И П. Вере, который придерживается мнения о том, что цена обратно пропорциональна количеству продавцов и прямо пропорциональна количеству покупателей.

Ярко представлен субъективный анализ ценности и в трудах французских экономистов XVIII в. Так, Э. Кондильяк видит источник ценности вещи в ее необходимости и отмечает, что потребность в вещи свидетельствует о ее полезности, согласно которой ее и оценивают. Ценность является тем значением, которое мы придаем определенной вещи. Однако вывод, к которому приходит Э. Кондильяк в своем исследовании, является неожиданным и революционным. Он указывает на тот факт, что на рынке, по его мнению, не происходит обмена равных ценностей: продавец отдает то, в чем он имеет наименьшую потребность, а получает большее вознаграждение, что свидетельствует о ненужности принципа эквивалентности при обмене.