Ценные сотрудники компании

Прикасаемые и почти неприкасаемые, ценные сотрудники компании — кого и почему увольнять или не увольнять? Руководителю сложно уволить человека, когда он знает его близко, знает его семейные проблемы, состояние здоровья, жизненные интересы. Кроме этого, владельцы малого и среднего бизнеса не могут делегировать увольнение другому, ведь все вопросы о существовании фирмы исключительно в их компетенции. Приведем некоторые советы, которые помогут оптимизировать кадровый состав компании. Остаются действительно эффективные сотрудники, а уходят те, кто тянет фирму на дно.

Анализ прикасаемых.

Среди сотрудников компании неприкасаемых нет. Каждого рассматривают скрупулезно, оценивая его вклад и перспективы сотрудничества. При этом сразу выделяется группа, в отношении которых стоит быть безжалостными. Это группа так называемых «минусов» — отрицательная деятельность этих персонажей идет в ущерб предприятию.

«Саботажники», «паникеры», «пожиратели времени», «дембеля», «трутни», «инфанты», «жертвы обстоятельств» — если на предприятии оказываются такие люди, с ними надо немедленно прощаться . Они ослабляют позиции компании на рынке, делают ее деятельность менее эффективной, а это — непозволительная роскошь в кризис. Остальные работники делятся на три категории в зависимости от того, какой вклад они вносят в развитие компании. Сотрудники, которые относятся к этим категориям, имеют разную эффективность, разный потенциал, а также требуют разных подходов к их мотивации.

Сотрудники категории «А» — самый ценный ресурс для компании. Они способствуют ее росту и развитию, именно их усилия приносят организации наибольшую прибыль. Таких сотрудников нужно беречь как зеницу ока! Для этого следует продумать систему мотивации, которая прочно привяжет их к результату и компании. Содержание работников категории «А» на чистой ставке означает использовать их потенциал менее чем на половину возможного. Вместе с тем необходимо следить, чтобы они не «заболели звездной болезнью» и этим не свели свой потенциал к нулю.

Сотрудники категории «В» — «сердце компании», компетентные работники, качественно выполняющие поставленные задачи. Чтобы они работали лучше, им нужно ставить четкие и понятные задачи. Они нуждаются в прозрачной системе мотивации, стимулов к саморазвитию. Руководитель компании должен обеспечивать справедливую обратную связь — то есть награждать в случае достижений и наказывать в случае промахов.

Читать дальше:  Как открыть автосервис

Категория «С» — сотрудники со, сравнительно, худшими показателями эффективности. Их эффективность — следствие низкого потенциала и возможностей, следствие нежелания работать на результат. Деятельность таких работников следует проанализировать и решить:

— Действительно ли они нужны компании, действительно ли они выполняют необходимую работу?

— Можно ли их заменить на работников, которые проявят себя лучше?

— Можно ли их обязанности поделить между сотрудниками категории «В»?

— Сколько стоит содержание этого рабочего? не стоит ли он дороже, чем приносит выгоды?

Принимая окончательное решение по таким работникам, стоит задать себе один простой вопрос:

— Взял бы я его на работу, если бы сейчас нанимал заново?

Если ответ отрицательный — с человеком стоит прощаться. Если ответ утвердительный, руководитель должен запланировать ряд шагов, чтобы помочь этому сотруднику стать более эффективным.

Анализ почти неприкасаемых.

В компании в условиях кризиса нет неприкасаемых. Единственный человек, кого в большинстве случаев уволить невозможно — сам владелец. Если он не продает и не ликвидирует основанное им предприятие, он априори в компании остается. Владелец есть и дальше будет первопричиной успехов и неудач бизнеса. Следовательно, он должен проанализировать собственную эффективность так же, как это делал в отношении персонала.

Для проведения максимально эффективного самоанализа следует воспользоваться очень информативным инструментом — обычным… зеркалом! Управленец должен взглянуть на себя со стороны и объективно оценить. Только тогда он сможет делать выводы, кем на самом деле является каждый из его подчиненных. Главное — взглянуть на себя правильно!

Зеркало.

Если кроткий котенок в зеркале увидит льва — это не будет объективным отражением действительности! Так же неправильно и деструктивно, когда худенькая девчонка видит в зеркале толстушку, а 40-летний мужчина с пивным животиком — накачанного 20-летнего добра-молодца. Ошибочная самооценка подталкивает к неадекватным решениям в кризисных ситуациях. В нормальных экономических условиях есть время и возможности для исправления этих ошибок, кризис требует четких и безошибочных решений.

Читать дальше:  Как открыть магазин автозапчастей

Колесо баланса.

Чтобы получить собственное адекватное «отражение в зеркале», можно использовать методику «Колесо баланса». Человек самостоятельно определяет определенную совокупность факторов, которые характеризуют его как руководителя. Их можно оценить определенными баллами и составить четкий план действий для увеличения собственной управленческой эффективности.

Согласно методике, сначала руководитель формирует список 20 черт эффективного управленца. Список составляется согласно с его личными представлениями, поэтому у каждого они будут индивидуальными. Кто-то вспомнит о силе духа и харизме, а кто-то — о принципиальности и педантизме. Главное, чтобы эти черты вполне характеризовали тот образ, ту цель, к которой человек стремится.

Не может быть единственно правильного образа эффективного менеджера! В зависимости от контекста, в котором этот менеджер работает, будут существенно отличаться и требования к нему. Например, требования к руководителю агентства по организации праздников и руководителя металлургического предприятия точно будут отличаться. Интересно: те черты, которые всплывают в памяти первыми — следствие стереотипов, господствующих в обществе, те, что рождаются уже более напряженно — внутреннее убеждение.

Следующий шаг: с 20 черт следует выбрать 8 ключевых — таких, которые имеют наибольшее влияние на общую эффективность управленца. Далее создается так называемое «Колесо баланса». Каждый сектор получает название по одной из 8-ми черт из списка приоритетных. Максимально возможное развитие черты (компетенции, качества) — это 10 баллов, сектор круга полностью заштриховывается. Если качество не проявляется — проставляется балльная оценка «0», этот сегмент не заштриховывается совсем. Исходя из этих двух «крайних» случаев, управленец оценивает себя самостоятельно. Он определяет, как сильна та или иная черта проявляется в его управленческой практике — баллами от 0 до 10. Далее заштриховывается часть сектора, которая пропорционально соответствует балльной оценке 7 баллов — 70% заштрихованы; 3 балла — 30% и т.д.

Читать дальше:  Как повысить мотивацию сотрудников

В результате вырисовывается уникальная фигура. У кого-то она будет более или менее похожа на круг, у кого-то — на бесформенное пятно. Очертание этой фигуры — визуализация целостности, наполненности и гармоничности управленческих умений владельца бизнеса. Детально проанализировав ее, он сможет сделать важные и необходимые выводы, способствующие развитию его личности и его компании.

При анализе следует обратить внимание на то, что наиболее выраженные черты — это сильные стороны управленца. Те же, которые проявляются хуже — его «слабинка». Над недостатками нужно начать работать немедленно — составить план мероприятий, которые быстрее исправят ситуацию. Если «Колесо баланса» имеет неправильную форму с ярко-выраженными пиками и впадинами — оно несбалансированное. Это повод подумать: как дисгармония качеств менеджера влияет на бизнес-процессы в компании, и что нужно сделать, чтобы гармонизировать ситуацию. Анализ «Колеса баланса» и постоянная работа над собой — методы, благодаря которым единственный неприкасаемый в компании человек становиться более эффективным, и оправдывает место, которое он занимает по праву.

Если Вы пришли ко мнению, что с персоналом у Вас явно не все хорошо, то первое, что Вам следует сделать — это решиться на не простой и, возможно, малоприятный разговор. Разговор «по-душам». Разговор с самим собой… Помните, что когда Вы указываете на кого-то пальцем, то в это же время, три других Ваших пальцы указывают на Вас… Вы — первопричина. Всегда. Во всем. Начинайте с себя, и тогда все будет складываться правильно. Самая тяжелая и самая важная из побед — это победа над собой…

Adblock detector